Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 3 или 1

redak_vestnik@chuvgpu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Архив выпусков

Л. Б. Райхельгауз ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2025. № 3(128). C.171-179
Автор(ы):Л. Б. Райхельгауз
Индекс(ы) УДК:37.016:51
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2025.128.3.019
Название статьи:ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова:

дидактика, математическое образование, метакогнитивность, семиотический подход, образовательные результаты, учебная самостоятельность

Аннотация:

Статья посвящена разработке и обоснованию информационно-семиотической модели математического образования как эффективного инструмента, улучшающего качество образовательного процесса.

Цифровые изменения в мире и снижение значения простого знания актуализируют потребность в моделях, развивающих культуру мышления и метакогнитивные навыки учащихся. Современные образовательные стандарты смещают акцент на практику и результаты обучения, сохраняя важную роль отработки понятий и связей внутри учебного предмета.

Методология исследования основана на интегративном подходе, объединяющем принципы семиотики и когнитивной психологии. Материалы исследования включают учебные пособия, мониторинговые исследования уровня математической подготовки российских школьников и международную статистику тенденций математического образования. Эмпирическая основа исследования представлена результатами диагностики образовательных достижений 75 старшеклассников, участвовавших в экспериментальном применении модели.

Метакогнитивность, понимаемая как осознание и регулирование собственных познавательных процессов, становится ключевым фактором успеха обучения. Применение информационно-семиотической модели повышает уровень владения учениками когнитивными методами, увеличивает долю успешных решений задач повышенной сложности и качественно изменяет восприятие математических знаний. Результаты исследования показали, что модель способствует устойчивому усвоению математических знаний и формирует прочные навыки критического мышления.

Предлагаемая модель доказала свою эффективность, обеспечивая систематичность восприятия математических знаний, стимулируя когнитивную гибкость и служа инструментом метакогнитивного развития. Данные исследования свидетельствуют о значительных улучшениях в результатах обучения и развитии метакогнитивных способностей учащихся. Модель демонстрирует хорошую адаптивность к различным уровням математической подготовки, открывая перспективы для дальнейшего совершенствования образовательных практик.

Контактные данные авторов:

Райхельгауз Леонид Борисович – доктор педагогических наук, доцент кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9797-794X, jikol_85@mail.ru

Страницы:171-179
Полная версия статьи:Скачать