Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 3 или 1

redak_vestnik@chuvgpu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Архив выпусков

С. С. Польская ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: QUID PRIUS? // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2025. № 3(128). C.162-170
Автор(ы):С. С. Польская
Индекс(ы) УДК:378-057.175
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2025.128.3.018
Название статьи:ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: QUID PRIUS?
Ключевые слова:

Понятия профессиональной субъектности и профессиональной идентичности преподавателей уже несколько десятилетий приковывают внимание исследователей, однако не существует единообразия выводов в отношении их корреляции. Тем не менее взаимосвязь данных феноменов особенно актуальна сегодня, когда высшая школа находится в поиске антропоцентрических способов повышения действенности работы преподающих, при этом и профессиональная субъектность, и профессиональная идентичность могут способствовать развитию и совершенствованию педагога высшей школы в профессиональном отношении. Посредством анализа научной литературы, посвященной рассматриваемым нами явлениям, а также с помощью системного подхода было выявлено разнообразие взглядов на данный вопрос: идентичность есть источник субъектности профессионала, напротив, профессиональная субъектность способствует развитию идентичности, объединение двух концепций в одну. Нами были сделаны выводы, состоящие в том, что профессиональная субъектность есть важная предпосылка формирования профессиональной идентичности преподающих в высшей школе. Обладание развитой субъектностью стимулирует развитие идентичности преподавателя-профессионала, обеспечивая полномасштабную вовлеченность в профессиональную деятельность и эффективность ее результатов.

Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ подготовки аспирантов, а также для организации курсов повышения квалификации преподавателей вузов.

Аннотация:

профессиональная субъектность преподавателя высшей школы, профессиональная идентичность преподавателя, образовательная среда, взаимосвязь субъектности и идентичности профессионала, система высшего образования

Контактные данные авторов:

Польская Светлана Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 5 Московского государственного института международных отношений (Университета) МГИМО (У), г. Москва, Россия, http://orcid.org/0000-0002-8782-7400, polskaya7@gmail.com

Страницы:162-170
Полная версия статьи:Скачать