Ключевые слова: | делинквентное поведение, профилактика, педагогические методы, дети младшего школьного возраста, внеурочная воспитательная деятельность
|
Аннотация: | В статье раскрывается проблема профилактики делинквентного поведения обучающихся начальных классов, которые, находясь в критическом периоде своего развития, являются уязвимыми к негативным влияниям и отклонениям. Делинквентное поведение в младшем школьном возрасте может иметь долгосрочные последствия, включая проблемы с законом, трудности в обучении и социализации. Целью исследования является разработка и обоснование возможностей внеурочной воспитательной деятельности в профилактике делинквентного поведения младших школьников.
Актуальность исследования обусловлена такими факторами, как тенденция к увеличению отклонений в поведении детей, изменение ценностных ориентаций подрастающего поколения, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие родительского контроля, недостаточная материальная база семьи и многое другое.
Исследование проблемы осуществлено с применением методов теоретического анализа точек зрения ученых в рамках данной области изучения, обобщения обнаруженной информации, ее сопоставления. Проведены тестирование младших школьников по методике Н. В. Кулешовой «Что такое хорошо и что такое плохо», наблюдение за их поведением, эксперимент по решению рассматриваемой проблемы в процессе внеурочной воспитательной работы.
В работе представлено определение понятия «делинквентное поведение младших школьников» как устойчивое отклоняющееся поведение детей, выражающееся в совершении действий, нарушающих правовые нормы или социальные правила. Продемонстрирован эффект внедрения разработанного авторами содержания внеурочной воспитательной деятельности, который выражен в повышении уровня сформированности у детей умения делать выбор с позиций ответственности за совершенное. Делается вывод о положительном влиянии проведенной работы на эффективность профилактики делинквентного поведения младших школьников в условиях общеобразовательной организации.
|
Контактные данные авторов: | Васильева Екатерина Владимировна – аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0009-0005-3515-2877, ek.vl.vasileva@gmail.com
Хрисанова Елена Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5045-5148, elenka0304@gmail.com
|