Ключевые слова: | анализ, аналитическое мышление, неполные предложения, русский язык, учебник, учитель-словесник
|
Аннотация: | Современное общество требует аналитически мыслящего педагога, способного привить навыки анализа и своим ученикам, поэтому при подготовке будущих учителей, в частности учителей русской словесности, важным является формирование у них аналитического мышления. Одним из путей его формирования может служить умение работать с дидактическим материалом, выбирать оптимальные для обучения определенным лексико-грамматическим темам учебники. Цель исследования – выработать у будущих учителей-словесников навыки критического анализа лингвометодической литературы. Для достижения данной цели в статье представлен пример анализа действующих учебников по русскому языку на предмет изучения неполных синтаксических конструкций в школе. Поскольку неполные предложения представляют собой своеобразное отклонение от норм построения стандартных синтаксических конструкций в русском языке, возникают различные точки зрения относительно их грамматического статуса, классификации, приемов анализа. Такие разногласия ведут к трудностям их анализа и квалификации в вузовской, а тем более в школьной программе. Одним из спорных остается вопрос о разграничении неполных двусоставных предложений и односоставных конструкций. Интересны и сложны в плане анализа неполные односоставные предложения, особенно с пропуском главного члена. Недостаточное внимание в школьной практике преподавания русского языка уделяется и стилистической окраске неполных предложений. В связи с этим и возникла необходимость анализа школьных учебников. Анализ был направлен на выявление особенностей подачи теоретического материала, типологии упражнений и заданий для самостоятельной работы, определение положительных и отрицательных сторон разных учебно-методических комплексов по русскому языку. Представленный в данной статье опыт анализа может послужить образцом работы с учебным материалом и будет полезен в первую очередь студенту-филологу, будущему учителю русской словесности, для формирования его аналитического мышления, а также уже состоявшемуся учителю-словеснику в целях совершенствования эффективности преподавания определенных грамматических тем.
|