В статье рассматривается проблема формирования самоконтроля у обучающихся старших классов в процессе изучения иностранного языка. Показана актуальность данного вопроса, подтверждаемая научными изысканиями А. А. Крылова, С. Д. Якушевой, Г. К. Селевко, значимостью самоконтроля для самостоятельной учебной деятельности старшеклассников в целом и изучения иностранного языка в частности.
Представлены результаты проведенного в ряде общеобразовательных школ г. Чебоксары исследования самоконтроля учебной деятельности старшеклассников: зависимость его эффективности от проявляемого к изучению того или иного предмета интереса и учебной мотивации; завышенная самооценка уровня сформированности самоконтроля учебной деятельности, демонстрируемая школьниками.
В качестве технологии формирования самоконтроля у старшеклассников предложено ведение дневника учебных достижений. Раскрывается возможная структура такого дневника, включающая цели изучения иностранного языка, календарь на учебный год, календарь на каждый месяц в году, календарь на отдельные недели месяца, систему отслеживания (трекер) на месяц и др. Приводится пример ведения дневника учебных достижений в процессе подготовки к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.
Даны комментарии и рекомендации для педагогов по формированию у старшеклассников самоконтроля в учебной деятельности с использованием дневника учебных достижений.
|