Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chuvgpu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Архив выпусков

С. О. Фоминых ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕРЕХОДА К ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2025. № 2(127). C.135-153
Автор(ы):С. О. Фоминых
Индекс(ы) УДК:378.1(470)
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2025.127.2.016
Название статьи:ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕРЕХОДА К ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Ключевые слова:

полисубъектность, полисубъект, профессиональное педагогическое образование, субъект-субъектное взаимодействие

Аннотация:

В статье рассматривается актуальная проблема перехода системы профессиональной педагогической подготовки к полисубъектной форме организации. Целью исследования является изучение возможности внедрения данной модели педагогического образования в систему подготовки педагогических кадров в Российской Федерации, где на сегодняшний день доминирует традиционная форма, при которой основными субъектами образовательного процесса выступают преподаватель вуза и студент. В связи с этим автором проанализированы причины преобладания субъект-ориентированной (частично субъект-субъектной) системы в подготовке педагогических кадров в стране. Определен круг институциональных участников, которые могут выступать в качестве субъектов полисубъектной формы (университеты, школы, органы управления образованием, семьи учащихся, общественные организации и др.). Автор приводит определения понятий «полисубъект» и «полисубъектность» в образовательном процессе, обосновывает отличие полисубъектной модели от традиционной системы субъектов. Включены примеры эмпирических исследований и практики, показывающие проявления полисубъектного подхода в образовании, в том числе отечественные модели сетевого взаимодействия в педагогической подготовке и краткий сравнительный анализ зарубежного опыта. Даны рекомендации по переходу к полисубъектной форме организации системы подготовки учителей с опорой на стратегические документы развития образования (Стратегия развития образования до 2030 г., ФГОС, национальные проекты). В заключение сделан вывод о том, что переход к полисубъектной форме профессионального образования является необходимым шагом в развитии педагогической системы, т. к. она позволяет максимально реализовать личностный потенциал педагогов.

 

Контактные данные авторов:

Фоминых Светлана Олеговна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8679-8687, ermakovaso@rambler.ru

Страницы:135-153
Полная версия статьи:Скачать