Ключевые слова: | гражданская идентичность, формирование гражданской идентичности, педагогические условия, музейная педагогика, компоненты гражданской идентичности, культурно-образовательная среда
|
Аннотация: | В статье рассматривается актуальная проблема формирования гражданской идентичности обучающихся начального звена общеобразовательной школы. Автор, ссылаясь на имеющиеся исследования по этой проблеме и результаты собственной деятельности, дает краткую характеристику сущности формирования гражданской идентичности и ее роли в общем воспитательном процессе школы. Сформированность гражданской идентичности обучающихся предполагает наличие трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (знание о причастности к определенной социальной общности), эмоционально-ценностного (умение анализировать события общественной жизни, а также принимать и уважать правовые основы государства и общества), деятельностного (умение определять индивидуальное поведение в обществе и вести активный социальный образ жизни). Путем анализа современной литературы по проблеме исследования автором выявлены и сформулированы следующие педагогические условия формирования гражданской идентичности младших школьников: знание педагогами компонентов понятия «гражданская идентичность», учет психологических и возрастных особенностей младших школьников; использование в педагогической деятельности технологий музейной педагогики; организация внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию. В статье также представлена характеристика вышеназванных педагогических условий. Автором особое внимание уделено технологиям музейной педагогики, которые позволяют через усвоение культуры родной страны и народов, живущих в непосредственной близости, формировать основы культурного общения, ценности и ориентации личности. В статье сделан вывод о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для проведения результативной работы по формированию и развитию гражданской идентичности обучающихся при соблюдении выявленных педагогических условий.
|