Ключевые слова: | книги, антиутопия, проблема памяти, русская литература, «Кысь», «Метро»
|
Аннотация: | В статье рассматриваются книга как важный образ для антиутопии, ее ведущие функции в романах данного жанра и их трансформации. Жанр антиутопии популяризируется в конце XX и начале XXI в., переосмысляет современные проблемы человечества и показывает их читателю в нереальном (или относительно реальном) времени и пространстве с долей гиперболизации. В произведениях находят отклик вопросы снижения интереса к чтению, положения книги в обществе и сохранения памяти и истории. Книга является хранителем коллективной и индивидуальной памяти, обнаруживаемой как одна из первостепенных проблем антиутопий, жители которых существуют в мире культурной травмы. Материалом исследования выступают русские литературные антиутопии XXI в.: роман Т. Толстой «Кысь» и трилогия Д. Глуховского «Метро». Для определения функций книги в произведениях жанра автор использует методы описания, сопоставления и интертекстуального анализа. Так, в статье доказывается, что книга в антиутопических романах частично утрачивает свою изначальную функцию хранения и передачи памяти потомкам, зачастую становится табуированной сферой культуры, может нести физическую или ментальную опасность, а также выступать в качестве оружия и инструмента управления разумом человека. Подобная трансформация обусловлена потерей связи людей с исторической и культурной памятью, а также коренными изменениями в коллективной памяти, что происходит после катастрофы, положившей начало тому или иному антиутопичному художественному миру.
|
Контактные данные авторов: | Реутова Майя Анатольевна – аспирант кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9012-6031, maija14@mail.ru
|