В работе обоснована возможность формирования исследовательской компетенции в процессе обучения математике; выявлена взаимосвязь составляющих исследовательской компетенции и результатов освоения предметной области «Математика» основной образовательной программы; обозначен методический потенциал предметного математического содержания в формировании исследовательской компетенции.
Определяющим фактором в вопросе выбора средств формирования исследовательской компетенции является деятельностный подход к пониманию ее сущности, согласно которому исследовательская компетенция – результат деятельности в рамках специально сконструированных ситуаций. Ведущие характеристики исследовательской компетенции – способность создать продукт, обоснованность выводов, возможность выбора траектории исследования – позволили сделать выбор в пользу математической задачи как предметной основы для формирования исследовательской компетенции. В качестве средства ее формирования рассматривается конструирование обучающимися задач на основе решенной математической задачи. В работе обозначены реализованные на практике варианты конструирования на основе варьирования данных исходной задачи: замена данных объектов (или их частей) на искомые и наоборот; замена одних данных объектов другими; введение в условие задачи новых данных или искомых объектов; наложение специфических условий на данные (или их часть); обращение задачи.
|