Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
Е. В. Толстова, В. А. Иванов ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2025. № 1(126). C.131-141
Автор(ы):
Е. В. Толстова, В. А. Иванов
Индекс(ы) УДК:
371.322.7:37.025.6
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2025.126.1.016
Название статьи:
ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена изучению древней культурной практики заучивания наизусть, выявлению важности развития памяти для образования целью устойчивого развития. Искусство запоминания всегда играло важную роль в обучении, работе с каноническими текстами, особенно в периоды устной передачи знаний. Негативное отношение к заучиванию наизусть сегодня, с одной стороны, и исследования о снижении мнемических способностей у современной молодежи, опасность «цифровой деменции» – с другой, делают актуальным изучение потенциала этого метода для сохранения культурного кода любого народа. Эффективность традиционных методов в учебной деятельности подтверждается успехами деятелей Реформации в распространении нового учения, повышении грамотности среди населения. Способы и стратегии запоминания в просветительской деятельности М. Лютера выявляются на материале его произведений, высказываний, собранных Ф. Гедике в труде „Luthers Pädagogik“. С помощью описательно-аналитического и сопоставительного методов доказано, что мысли реформатора коррелируют с народной мудростью, соответствуют принципам последовательности, единообразия, цикличности, доступности, наглядности, природосообразности в педагогике. Подчеркивается важность взаимодействия со взрослыми в учебе, неравнодушия последних, обращения к избранным хорошим текстам, к которым относился Катехизис, песенному фонду для укрепления памяти, интеллекта, формирования мировоззрения и активной гражданской позиции, развития вкуса и общей культуры. Современные методисты выступают за сознательные когнитивные нагрузки (в том числе через изучение иностранных языков), интервальное повторение. Их исследования о пользе заучивания наизусть для обогащения речи, расширения кругозора, развития эмоционального интеллекта, воображения, высвобождения творческого начала свидетельствуют о нецелесообразности отказа от данной культурной техники и оправдывают применение традиционных методов для оптимизации процесса обучения в цифровом веке.
Контактные данные авторов:
Толстова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/000-0001-5068-0700, bella-lucia@rocketmail.com.
Иванов Владимир Александрович – доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков № 2 Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0228-4487, profiwanow@yandex.ru