Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
О. В. Парфенова КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2020. № 3(108). C.198-205
Автор(ы):
О. В. Парфенова
Индекс(ы) УДК:
373.2(470)(091)
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2020.108.3.023
Название статьи:
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Ключевые слова:
история дошкольного образования, культурно-исторические предпосылки, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, детский приют
Аннотация:
В статье представлены результаты изучения проблемы культурно-исторических предпосылок становления и развития дошкольного образования в России. Проанализировав имеющиеся историко-педагогические исследования в области дошкольного образования и установив их разнообразный и глубокий характер, автор доказал важность и актуальность выявления специфических предпосылок развития системы дошкольного образования.
На основе анализа и систематизации данных историко-педагогических исследований, материалов архивов и периодической печати выявлена определенная связь между культурно-историческими предпосылками и этапами становления и развития дошкольного образования.
С учетом культурно-исторических предпосылок в развитии дошкольного образования в России автором выделены два периода и этапы, отражающие специфику дошкольного образования в определенный исторический отрезок. Возникновение каждого этапа становления дошкольного образования в дореволюционный период (до 1917 года) обусловлено определенными предпосылками: патриархальным укладом жизни, общинным землепользованием, экономическими и социальными реформами Петра I и Екатерины II, обнищанием крестьян в период земельной реформы XIX века и их миграция в город, развитие производства, включение в производственный процесс женщин. Выделение этапов в развитии дошкольного образования в ХХ веке напрямую зависит от экономического развития. Изменения содержания дошкольного образования происходили под влиянием социокультурных факторов.
Таким образом, культурно-исторические предпосылки определяют особенности дошкольного образования на разных этапах его развития.
Контактные данные авторов:
Парфенова Ольга Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olpar@mail.ru