Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала
М. Г. Алексеева ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗА «УЧИТЕЛЬ ГДР» КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2020. № 3(108). C.142-150
Автор(ы):
М. Г. Алексеева
Индекс(ы) УДК:
821.112.3.09"1945/1990":[371.12.011.3-051:811.1]
Индекс(ы) DOI:
10.37972/chgpu.2020.108.3.016
Название статьи:
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗА «УЧИТЕЛЬ ГДР» КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Ключевые слова:
формирование личностных компетенций учителя иностранного языка, художественная литература ГДР, эстетическое и трудовое воспитание, идейность, высокий профессионализм
Аннотация:
В статье предлагается один из путей формирования личностных компетенций учителя иностранного языка. Это критическое изучение литературного образа «учитель ГДР» на основе нескольких художественных произведений, которые характеризуются разной степенью табуирования. В результате применения метода контекстуального анализа нами выделены ядерные личностные компетенции педагога, имеющие вневременной характер: учитель как воспитатель и творец личности, организатор учебной и внеурочной деятельности, эстетического и трудового воспитания детей; активная гражданская позиция учителя и его высокая идейность; профессионализм, выражающийся в оригинальности методов преподавания, в интегрированном подходе к преподаваемым дисциплинам, в творческой погруженности, в понимании психологических особенностей каждого этапа развития обучающихся. Вторыми по значимости компонентами личностных компетенций являются высокий авторитет среди учащихся, позиция лидера, способность влиять на познавательный и эмоциональный интеллект учащихся. Вышеперечисленные качества образцового учителя ГДР совпадают с перечнем компетенций, закрепленных в федеральных образовательных стандартах: гражданская позиция учителя, его лидерские качества, способность формировать позитивный психологический климат в группе, толерантность, осуществление духовно-нравственного воспитания обучающихся. Образцы художественной литературы на изучаемом языке могут способствовать принятию и усвоению вневременных личностных компетенций педагога.
Контактные данные авторов:
Алексеева Марина Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: margennal@yandex.ru