Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Телефон: (8352) 22-28-71, доб. 1182 или 1184

redak_vestnik@chuvgpu.ru


Подписной индекс в каталоге Пресса России: 39898

Метаданные (аннотации и ключевые слова) к статьям из журнала

А. А. Таланина СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ СУБЪЕКТА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ЛЕКЦИИ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. 2020. № 3(108). C.84-94
Автор(ы):А. А. Таланина
Индекс(ы) УДК:81’42:001.4
Индекс(ы) DOI:10.37972/chgpu.2020.31.52.001
Название статьи:СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ СУБЪЕКТА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ЛЕКЦИИ
Ключевые слова:субъект научного познания, жанр, лекция, эпидейктический, научная картина мира
Аннотация:Статья посвящена особенностям представления субъекта научного познания в жанре лекции как одного из компонентов научной картины мира будущего исследователя. Субъекты научного познания, а именно исследователи или исследовательские группы и сообщества, в рамках научной картины мира составляют определенную иерархию, знакомство с которой необходимо для ориентации в научном мире, что обусловливает актуальность изучения функционирования данных единиц в рамках лингвистики. Анализ лекций по различным дисциплинам (логика, нейролингвистика, философия, физика и т. д.) позволил выделить два вида указания на субъект научного знания: конкретизированное и обобщенное; данная классификация вводится на основе специфики лингвистической экспликации каждого из них в ходе лекционных занятий. Наиболее частотным представляется указание на конкретный субъект научного знания, основной целью которого является сообщение позитивной оценки с помощью описательных компонентов (дескрипций). В ходе исследования было выявлено три типа дескрипций: прямая позитивная оценка, указание на статус субъекта в научной картине мира и его вклад в науку, а также представления субъектов как уже знакомых слушателям. Прямая позитивная оценка субъекта научного познания, авторитет которого не вызывает сомнений в научном сообществе, выражается с помощью контекстуально независимых определений, в то время как указание на ученых, взгляды которых не являются общепринятыми, включает в себя контекстуально зависимые определения, не указывающие на их абсолютно положительную оценку. Подробный анализ способов обозначения субъектов научного познания в лекции дает возможность детального описания того, под влиянием каких факторов создается система научных авторитетов.
Контактные данные авторов:Таланина Александра Андреевна – аспирант кафедры русского языка и литературы Санкт-Петербургского горного университета, г. Санкт-Петербург, Россия; e-mail: talanina_a@mail.ru
Страницы:84-94
Полная версия статьи:Скачать